• Дарья Бендарская

Что нужно знать об увалке в сухом валянии

Пост обновлен окт. 7

Объективно оценивать свои работы, обращать внимание на нюансы, видеть недостатки, понимать причины и делать правильные выводы, одним словом, быть честным самим с собой как с мастером — все это приходит с опытом и знаниями.


Что такое перевал и недовал и каковы характеристики качественно уваленной игрушки — об этом рассказывает Алена Леонтьева и иллюстрирует на примере своих работ и работ учеников.


Благодарим Алену Леонтьеву за предоставленные фотографии.



Ежевика Ежовна. «Релакс выходного дня». 2019 г.


Алена Леонтьева

г. Ульяновск

фелт-мастер скульптурной игрушки

Окончила Каменск-Уральский технический лицей по специальности «портной-универсал».

Профессионально войлоком занимается с 2014 года.

Финалист конкурса «Войлочное вдохновение — 2019» (3-е место в номинации «Скульптура и игрушки», категория «Мастер года»).

Обучает сухому валянию онлайн и офлайн.

Vk: Алена Леонтьева, Игрушки. Сухое валяние

Instagram: Алена Леонтьева


«Сладкая гранатина». 2020 г.

Сухое валяние — скульптурирование из шерсти, схожее с лепкой из пластики, глины или гипса. Для валяния используются специальные иглы с насечками, которые протягивают волокна шерсти внутрь и помогают свалять комочек шерсти до плотного «колтуна».


«Увалка» — такое простое слово, которое открывает дверь в мир сухого валяния! Но что значит «увалять»? Это значит очень хорошо уплотнить игрушку, и чем меньше воздуха будет внутри нее, тем более потрясающе она будет выглядеть. Только хорошо уваленная работа может быть качественной и никогда не принесет хлопот владельцу!



Кот Кокос. «Когда ты целых десять минут не ел». 2020 г.

Сама я не сразу узнала, каким должен быть хорошо увалянный войлок. Не сразу я и поняла, почему это так важно. Когда я только осваивала ремесло валяния, возможности приобрести мастер-классы у меня не было. Войлока было тоже очень мало, и он был очень разным… Представленные сегодня многочисленные мастер-классы очень разнообразны: есть фото и видео как хорошие, очень хорошие, так и не очень. И войлока стало много, и тоже очень разного. Но не все мастера внимательно относятся к тому, что делают, не обращают внимания на некоторые нюансы, даже когда приобретают опыт в сухом валянии!

Я прекрасно понимаю это состояние эйфории, когда сам «от и до» делаешь вещь, она тебе нравится и получается такой, какой ты себе ее представлял. В первый момент даже не думаешь о недостатках и не видишь их, но все же надо периодически снимать розовые очки, спускаться с облаков — анализировать свою работу и обращать внимание на ее качество.

«Успешные изделия мастера работают на мастера. И время, проведенное за работой, — это выгодное вложение!»


Правда в том, что можно научиться сухому валянию и делать качественные красивые вещи, даже если вы живете в маленьком и удаленном населенном пункте и у вас нет возможности посещать платные мастер-классы. Но при условии, если вы будете изучать и сравнивать все доступные вам мастер-классы, если будете внимательными (именно внимательными!) и пытливыми к деталям и тонкостям вплоть до самых маленьких мелочей.


В качестве примеров покажу свои собственные работы, которые на момент их создания я считала совершенными и выставляла на всех возможных интернет-ресурсах. Сразу скажу, что они мне по-прежнему дороги и мною безмерно любимы!


Для начала расскажу и покажу, как выглядят недовалянные игрушки и в чем их недостатки.


Еноты. «Папа и Крошка». 2016 г.

Недовал — рыхлая, мягкая, легкая, воздушная игрушка, в которой отчетливо видны волокна и их направления.



«Тигруля». 2015 г.

При распушении шерстинки торчат не направленно, а хаотично. Как я говорю своим ученикам: «Торчат, как борода дедушки».



Жирафочка «Шоколадка». 2016 г.

На этой фотографии жирафа хорошо виден так называемый «целлюлит», рыхлость и бугристость.


Качественно уваленная работа дает очень много преимуществ внешнему виду готовой игрушки. В первую очередь это ровная, упругая замшевая поверхность, благодаря чему изделие смотрится гармонично, эстетично и дорого.


Ёжик-летчик Махони. 2019 г.

Такие работы по праву можно называть РАБОТАМИ, скульптурами, произведениями искусства. Но, повторюсь, добиться ровной поверхности можно только на хорошо проваленной работе. И только при ровной поверхности вы сможете получить идеальную шлифовку.



Мишка «Бирюсик» («Чуди САМ»). 2020 г.

Ровная поверхность — сложная, но решаемая задача. Нужно и важно понимать, для чего вам это требуется, и тогда все получится. Да, к этому приходишь с опытом. При условии, если каждую свою работу рассматривать с точки зрения приобретения навыка и дальнейшего роста.


«Время и терпение — это самое важное, что необходимо для создания игрушки, берущей за сердце».


Очень часто меня спрашивают: «Сколько времени надо валять?», «Как понять, что игрушка уже отлично увалена?»

Если отвечать вкратце, то она должна быть «деревянной». При надавливании на нее пальцем игрушка не должна продавливаться. Совсем. Совсем-совсем. Должна получиться очень плотная, твердая, тяжелая скульптура.


Зайка в корзинке. 2017 г.

«Попробуйте качественно увалять маленькую работу — просто чтобы увидеть и понять, как это! Например, сделайте брошь — это прекрасный вариант для отработки всех нюансов».


Когда вы держите в руках невероятно бархатную, улучшенную версию изделия — это ваш личный рекорд, медаль, кубок! Это я всегда говорю и предлагаю сделать своим ученикам. И много раз на личном опыте убедилась, что это отличная схема для роста мастерства. Если что-то не получается — это отличная новость, потому что скоро все получится!


Да, я знаю, что есть мастера, которые используют определение «мягонькая» как плюс работы. Критериев четких нигде не прописано и ГОСТов нет. Но есть опыт, отзывы покупателей, визуальное восприятие и достоинства действительно качественно уваленной работы, которые не отнять.


Мегаотговорка, когда настал момент увалки и шлифовки: «Не успеваю по срокам, тороплюсь, но в другой раз точно сделаю». Нет. Не сделаете. Считайте, что этот момент — последний шанс! Сделайте все, что нужно, с этой работой, здесь и сейчас, не откладывая. Этой работы уже у вас не будет, и человек получит не ту, когда-нибудь доделанную красоту, а вот эту — «недо…». Будьте честны прежде всего перед собой.


Есть еще такое понятие, как «перевал». Начинающие мастера боятся перевалять, поэтому не доваливают. Узнав, что работа должна быть плотной, стараются сделать ее отличной и переваливают. Что такое перевал? Как это понять? Расскажу на уровне ощущений: вы валяете, валяете, и ваше изделие становится ощутимо плотнее, даже твердым, но в какой-то момент вы замечаете, что или вы плохо работаете, или ничего не происходит.


Вы трогаете работу и понимаете, что из твердой она стала снова мягкой. Это тот самый перевал. Фото моего опыта перевала у меня нет, зато есть фото ученицы. На нем видно, в какую пыль превратилась шерсть, — труха.


Работа ученицы С. Дружининой по видеокурсу «Сладкая гранатина». 2020 г.

Это результат того, когда действия, которые мы совершаем, не продуманы или они делаются без осознания того, «что я делаю, зачем и какие будут результаты».


«Чтобы не перевалять, нужно не меньше валять, оставляя работу рыхлой, а следить за тем, как работа уплотняется, отслеживать глубину введения иглы, ее номер. Весь процесс сухого валяния, безусловно, очень творческий, но мы всегда должны находиться в моменте и быть погружены в этот процесс».


Я уже несколько раз убеждалась в том, что качественно уваленная работа дает потрясающие результаты в использовании!

К примеру, брошь моей дочери, которую случайно постирали в стиральной машине. Это ничуть на ней не отразилось, брошечка все так же мила — не деформировалась, не потрепалась, поверхность гладкая, какой и была до стирки.


Солнечный зайка «Лайк». 2020 г.

А этот бычок оказался в лапах и зубах нашего кота... Ему изрядно досталось, но, если бы он был плохо увален, то, думаю, не смог бы пережить кошачью игру.


Бычок «Зефир». 2020 г.


К игрушке, конечно, прилипли шерсть кота и пылинки, но, рассудив, что хуже уже не будет, да и эксперименты я тоже люблю, постирала бычка, как обычно, с мылом в теплой воде. И он стал таким же прекрасным, как и был. Поэтому я с уверенностью говорю, что игрушки из шерсти можно стирать, если они сделаны качественно!

Мы можем много рассуждать и дискутировать на тему сухого валяния: «можно — нельзя», «правильно — ложно»… У каждого свое мнение и взгляд на этот счет. Но с каждой новой своей работой я убеждаюсь, что качественные, проваленные работы открывают вам удивительные перспективы в творческой вселенной!


Просмотров: 2

Подписаться на наши новости

  • Wix Facebook page
  • Vkontakte Social Icon

 

 

т.  +7 926 718 53 01                                                                                                                 ИП ЛЕДОВСКИХ Е.В.

календарь событий: events@feltfashion.ru                                                                      АО "ТИНЬКОФФ БАНК"

общие вопросы: info@feltfashion.ru                                                                                 ©  Copiright Ледовских Е.В., 

Москва, Россия                                                                                                                       свид. о рег. ПИ № ФС 77 - 73395