• Дарья Бендарская

Коллекция: алгоритмы образов

«Задавались ли вы вопросом: "То, что мы делаем, — это сплав вдохновения и труда

или эмоциональный отклик на то, что мы видим?"»

Мне кажется, что именно эмоциональный отклик запускает цепную реакцию: образ, вдохновение, труд.

Но наша реакция все же первична: на запах первого снега, вкус лесных ягод, тень облака, закат или рассвет. Из всего этого образы и рождаются. Но образ — это еще не форма»...


Своим опытом с читателями журнала «Арт-войлок» делится Ирина Спасская — мастер по войлоку, преподаватель, член жюри онлайн-конкурса «Войлочное вдохновение».


Благодарим Ирину за предоставленные фотографии.


Шляпка «Волна и пламень». Коллекция «Геоживопись»

Ирина Спасская

г. Москва

Мастер по войлоку. Модистка. Технолог-ремесленник. Преподаватель. Член Творческого союза профессиональных художников. Основательница Тайного общества модисток.

Участник и лауреат российских и международных конкурсов.

Автор нескольких технологий создания головных уборов из непряденой шерсти и многочисленных учебных видеокурсов по валянию шляпок, семинаров и мастер-классов.

irinaspasskaya.ru

Итак, повторюсь: образ — это еще не форма. Нам нужно приложить усилие, чтобы перевести его из области эмоций и воображения в материальную плоскость, в вещественный мир.


Бывает, что идея преобразуется в один объект, раскрываясь в нем полностью. Эта работа потом может не войти ни в одну из коллекций, поскольку тема раскрыта. Но порой мастеру требуется создать несколько объектов для реализации своего замысла как законченного высказывания.

Так появилась коллекция «Бедуины» — изначально задуманная вариация на тему (см. осенний номер журнала «Арт-войлок» № 3/2020. — Прим. ред.). Каждая шляпка для этой коллекции делалась в едином эстетическом и стилистическом поле, потому что техническая задача была определена заранее.

Бывает, что коллекция у автора появится сразу, а формируется на протяжении нескольких лет. Так, к примеру, моя коллекция «Геоживопись» пополняется до сих пор. О ней я и хочу сегодня рассказать.


Шляпка «Горная осень»

Для начала позволю себе небольшое лирическое отступление. Представьте, что вы работали два, три года, искали формы, смыслы, аллюзии, тексты и подтексты. Отделяли зерна от плевел, предпринимали поиски моделей, локаций и т. д. Вот позади фотосессии, бессонные ночи за компьютером. Коллекция готова.

Что бы я хотела как автор в идеале?

Думаете, продать? Сразу продать? Нет.

Я не готова расстаться со своим детищем вот так сразу. Я мечтала бы показать его. Я мечтала бы показать его так, чтобы люди почувствовали, чем я жила все это время. Я мечтала бы сделать зрителя соучастником своих мыслей и эмоций.

«Что нужно мне как автору? В идеале — дефиле на парадной лестнице Пушкинского музея или Эрмитажа. А почему бы и нет? Мне бы хотелось представить коллекцию «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась?..» в Михайловском под музыку Чайковского. Ни больше и ни меньше. А для коллекции «Геоживопись», на мой взгляд, подошло бы пространство Дарвинского музея и Бах на терменвоксе…»


Шляпка «Метаморфоза»

Конечно, публикации нужны. И не только в специализированных журналах. Хотелось бы привлечь широкую прессу, электронные и бумажные СМИ. Для чего? Поделиться открытиями, красотой и привлечь внимание к нашему ремеслу.

Безусловно, необходимо обсуждение с коллегами. Ведь это обратная связь.

Мне как мастеру очень важно понять, как мои находки воспринимаются. Считывают ли люди посыл, заложенный при создании арт-объекта. И понятно, что только после всего этого хотелось бы реализовать коллекцию по достойной цене в соответствии с вложенным трудом и временем.


Что-то из желаемого, конечно, реализуется уже сейчас, а что-то, как вы понимаете, по-прежнему в области мечтаний…

Что же в реальности? Как в большинстве случаев обстоят дела с коллекциями мастеров?


«Надо признать, что, к сожалению, коллекции целиком покупаются очень-очень редко. Так что, можно считать, автор создает коллекцию в первую очередь для себя. И каждую работу из нее он продает по отдельности. Отсюда следующий вопрос: «Что нужно для того, чтобы работу — я говорю в первую очередь о шляпках — купили и носили?»


Шляпка «Северный ветер»

Наверное, я как автор стараюсь соблюсти в первую очередь баланс между:

1) авторским почерком и приемлемостью модели для потенциального покупателя;

2) качеством и ценой.

И, безусловно, я стараюсь достичь равновесия между:

1) изысканностью и простотой;

2) аристократизмом и стилем casual;

3) респектабельностью и иронией.

Учитывание этих оппозиционных пар позволяет мне, я уверена, создавать стиль, а предполагаемому покупателю — обретать его.

Почему я взяла сегодня для разбора коллекцию «Геоживопись»? Мне хотелось бы на примере шляп из неe проиллюстрировать работу пар балансов, значимых для меня.


Давайте рассмотрим, к примеру, шляпку «Аромат прелых листьев».



Ключевыми балансами для этой работы я определила пары «простота — аристократизм», «респектабельность — ирония».

За счет чего были достигнуты гармоничные соотношения балансов?

Изначально простота была задана самой формой. Классический клош с маленькими полями, выдержанный в анатомических пропорциях человеческой головы.


Баланс «аристократизм», в свою очередь, был задан минималистической палитрой, геометрией складок и полей. Т. е. если баланс «простота» был задан с одной позиции, то баланс «аристократизм» был поддержан с нескольких сторон.

Также было необходимо соблюсти равновесие между понятиями «респектабельность» и «ирония». Аристократичная шляпка с респектабельным посылом нуждалась в каком-то нюансе, вносящем толику иронии в образ. Мне казалось, что это позволит потенциальной владелице шляпки чувствовать себя более раскованно.

Решение было найдено — игла дикобраза. Для меня эта игла была квинтэссенцией понятий «шарм», «нюанс», «вызов», «ирония».


Я перепробовала около двенадцати игл разнообразного цвета и размера. Выбрала одну из них. Тщательно выверила ее расположение и угол наклона на тулье, чтобы подчеркнуть геометрию складок и расставить нужные цветовые акценты.



Следующий объект, о котором я хотела бы рассказать, — шляпка «Вечный океан».



Для себя я выделила здесь две доминанты — форма и цвет.

Благородные оттенки синего всегда смотрятся аристократично. А цвет и геометрические объемы в нижней части этой шляпы создают образ волны и океана.

Компактный объем шляпы уравновешивает баланс и позволяет использовать ее в гардеробе стиля casual.


Таким образом, я думаю, метод балансировки при создании шляпки позволяет в дальнейшем расширять возможности ее стилистической вариативности.

«Конечно, совершенно необязательно использование всех пар балансов в каждой работе. Понятно, что какую-то шляпку вы сделаете совсем не респектабельной, или вам не захочется простоты, или же вы сознательно откажетесь от иронии».

Как, например, я отказалась от неe в шляпке «Еще не рассвет».



Мне захотелось изысканности и простоты. Отсюда — монохром и лаконичность формы. Единственный акцент — мягкое пересечение округлых линий спереди.


Эта шляпка — сознательный отсыл к ар-нуво, женщинам Поля Пуарэ, Эртэ и Ламановой. По сути, эта шляпка — оммаж (признательность, дань уважения. — Прим. ред.), объект-посвящение моей любимой эпохе…

Совсем другую задачу я ставила перед собой, работая над шляпкой «Зов джунглей».



Мне всегда было интересно, как бы смотрелся «Девятый вал» Айвазовского, будь он шляпкой? Или шляпка-рассвет? А если — лист тропического дерева на голове? Да, такой большой, даже избыточный, такой яркий и сочный — какой могла бы быть шляпка?

Да, это парадокс. Да, я лист на голову напялила — вот она ирония, ее квинтэссенция. Будем уравновешивать. Чем? Сдержанностью зеленого цвета, тонким переходом оттенков и чистыми ритмами полуокружностей. Получилось? Да. Не смешно? Не вульгарно?

А вот если бы шляпка была в красном, желтом или оранжевом цвете? Представляете? О ужас!

«Иногда мне кажется, что создание шляпки сродни решению уравнения с несколькими неизвестными. Я рассказываю вам не как нужно делать, а как делаю я. Это ни в коей мере не истина в последней инстанции, а всего лишь мой способ решать придуманные мною для себя головоломки».


У каждого мастера свои задачи и собственные способы их решения.

И у меня балансировка, конечно же, не единственная точка опоры в работе.

Можно апеллировать к тем органам чувств, которые редко используются в нашем ремесле, ведь, как правило, в восприятии войлочного изделия доминируют визуальный образ и тактильность. Как же включить другие каналы рецепции — слух, обоняние, вкус?

Понятно, что мы можем донести послание уже через название шляпки. Например, «Аромат прелых листьев», «Аромат древесного дыма» и т. д.

Вот, кстати, о шляпке «Аромат древесного дыма».



Помимо цвета и названия, суггестия (внушение. — Прим. ред.) поддержана цветом, формой завитков, напоминающих кольца дыма…


Используя все эти приемы, мы формируем образ арт-объекта, т. е. название — некая теорема, а форма, цвет, балансы — это ее доказательство.

И хочется добавить несколько слов о названии коллекции.

Не существует такого термина «геоживопись». Есть слово «география» — описание земли. 

«Я, любуясь небом и травами, разглядывая воду в ручье, слушая шорох травы и голоса птиц, поняла, что хочу нарисовать эти явления природы, перевести их на язык шляпок, как бы абсурдно это ни звучало...»

Так я придумала это слово — «геоживопись». Так мы придумываем формы и фактуры, смешиваем палитру и расставляем акценты. 


Мы — переводчики образов, окружающих нас, на язык ремесла. 



Просмотров: 5

Подписаться на наши новости

  • Wix Facebook page
  • Vkontakte Social Icon

 

 

т.  +7 926 718 53 01                                                                                                                 ИП ЛЕДОВСКИХ Е.В.

календарь событий: events@feltfashion.ru                                                                      АО "ТИНЬКОФФ БАНК"

общие вопросы: info@feltfashion.ru                                                                                 ©  Copiright Ледовских Е.В., 

Москва, Россия                                                                                                                       свид. о рег. ПИ № ФС 77 - 73395