• Дарья Бендарская

Играем с флисом

Серию публикаций о победителях зрительского голосования мы завершаем статьей Наталии Поповой об авторской технологии «набор флиса на панелях», которую она представила в номинации «Инновация года» и заняла первое место.


Фото: Слава Мир (slava-mir.com, @slava.mir_fashion), Наталия Попова.



Наталия Попова

г. Москва

Instagram: @nata.shetland

Ковер альпака/перендейл. Технология набора флиса на панелях


Здравствуйте, дорогие друзья! В этой статье я рада вам представиться как мастер, привнесший новое слово в войлочные технологии. В этом году на конкурсе «Войлочное вдохновение» я презентовала свою разработку по изготовлению двустороннего меха.


Это технология работы с флисом, и появилась она только от любви к новозеландским флисам и желания представить их в работах как можно ярче. Технология «набор флиса на панелях» позволяет делать мех для использования в одежде и аксессуарах более эстетичным, а также создавать двусторонний мех.


Название технологии отражает ее конструктивную суть. Для изготовления двустороннего меха требуется приспособление, представляющее собой разборные деревянные панели, на которых происходит начальный этап создания войлочно-мехового полотна. После закрепления флиса заготовка снимается с конструкции и войлок усаживается обычным способом.


Вспомогательные приспособления

Для чего может быть применима эта технология? Что дает использование приспособлений в работе с флисом и не только? Ведь, несмотря на то что технология возникла для работы с флисом, она может не ограничиваться использованием только шерсти.


С использованием технологии «набор флиса на панелях» можно:

Создавать двусторонний мех. Работа на панелях позволяет качественно закрепить флис с обеих сторон полотна, так как проработка мест соединения происходит не через толщу флиса, а с опорой на твердую поверхность.


Получать полотно войлочного экомеха с идеально ровной поверхностью основы. Это важно в изготовлении изделий типа дубленки, где обратная сторона меха является лицевой стороной изделия.


Закреплять пряди флиса с изнанки, таким образом сохраняя локоны. Это важно при создании классического экомеха, когда мех с одной стороны изделия.


Формировать идеально ровные ряды флиса: панели работают как разделители и направляющие.


Создавать четкий геометрический орнамент экомеха: актуально для интерьерного войлока.


Воспроизводить орнамент в повторе, легко сохраняя его первоначальные пропорции: диптихи, триптихи, повторять орнамент в негативе.


Качественно закреплять скользкие флисы, не подвергая сам локон шокирующему воздействию.


И многое другое в зависимости от задач и используемых материалов.



Двустороннее пальто в варианте «шуба». Технология флиса на панелях

Почти все мои конкурсные изделия выполнены с применением технологии «набор флиса на панелях». Это ковер из флиса альпака и перендейла с геометрическим рисунком, жилет, шапка и, конечно же, двустороннее пальто, которое больше интереса вызвало в варианте шубы.


Только благодаря моей технологии мне удалось создать гладкую лицевую поверхность (обычно при изготовлении меха она получается бугристая) и «ровный» мех по всей площади изделия, что достаточно сложно в таком объеме.


Двухстороннее пальто, лицевая сторона с эффектом «дубленка»

«При изготовлении пальто также была решена задача сохранения цвета окрашенной шерсти (цвет был выбран заказчиком), несмотря на желание флиса «пробраться на лицевую поверхность». Я получила эффект дубленки».


Именно технология и вдохновила меня приступить к созданию изделия такого масштаба. На изготовление пальто ушло более 2 кг флиса мериноса, около 800 г сливера и топса, а также волокна. Общий вес изделия — 2,7 кг, но, если не стоит задача делать его двухцветным, войлок можно ощутимо облегчить.


Для описания технологии важно отметить, что границы вашей раскладки будут определяться размерами конструкции. Именно поэтому я делала сшивное пальто. Но не считаю это минусом, так как гораздо удобнее обрабатывать каждую деталь отдельно и не затягивать время набора флисов на бесконечно долгое время. И так на изготовление каждой полочки у меня уходило по 34 дня, когда шерсти приходилось быть во влажном состоянии.


Я не вижу смысла делать такие объемные изделия цельноваляными, подвергая риску собственное здоровье, ведь флис впитывает очень много воды и мокрые заготовки могут весить десятки килограмм. И посадка на фигуру, на мой взгляд, гораздо выигрышнее в сшивных изделиях.


Ручной шов как отделка

«Шов я сделала элементом дизайна, выпустив ряд флиса на лицевую поверхность. Скажу больше: если бы не было ограничений по размеру раскладки, я бы все равно делала пальто с флисом именно так. Изделие получилось более чем эффектным, что для меня большая радость».


За презентацию пальто хочу поблагодарить команду фотографа Слава Мир. Ребята прекрасно передали ощущения от изделий и преподнесли их просто со сногсшибательным эффектом. Также выражаю признательность моей покупательнице Наталье, благодаря которой состоялась профессиональная фотосессия. Мне очень приятно, что такой грандиозный труд представлен максимально выигрышно, продемонстрирована красота материала и возможности технологии.


Еще одна особенность технологии «набор флиса на панелях» касается создания двустороннего меха. Заготовки, набранные на панелях, могут быть только плоскими, то есть именно из двустороннего меха не получится сделать объемную заготовку, используя шаблон, как мы привыкли.


Любые объемные изделия в этом случае будут сшивными, что не так страшно, учитывая, что шов вы ни за что не найдете. Хотя для небольших изделий, в пределах плоскости вашего приспособления, и техники одностороннего меха возможна работа на шаблоне.


Остановлюсь подробнее на технике «двусторонний мех», так как получаю много вопросов о возможности применения этой разработки. У меня идея двустороннего меха возникла как результат желания создавать уютные и нежные к телу изделия, в которые так приятно закутаться.


Флис с двух сторон крепится на одну основу, мы получаем полотно, из которого и с лицевой, и с изнаночной стороны «растет» шерсть.



Шапка ромни/меринос в технике «двусторонний мех». Технология набора флиса на панелях

«Использовать эту технику можно в самых разных изделиях: от садовых пледов-коконов до варежек и греющих носочков. На конкурсе я представила технологию «двусторонний мех» в плечевом изделии и аксессуаре — это жилет из новозеландского мериносового флиса и шапка из флиса мериноса и ромни».


Двусторонний мех из мериноса

Однако для изготовления своими силами подойдут, конечно, и небольшие изделия, которые не требуют приобретения грандиозной по размеру конструкции. Например, это может быть шапка, муфта, боа, двусторонний воротник, пелеринка, манжеты, карманы, голенища для унт и многое другое, для чего можно применить двойную пушистость.


По поводу больших изделий стоит высказаться отдельно. Плечевые изделия, кроме затрат на приспособление, требуют огромного труда, терпения и, конечно же, любви к флисам. В условиях домашней мастерской я работала только над созданием дубленки два месяца, что называется, «без перерывов и выходных». И мне пока не встречался мастер, готовый повторить такой проект.


В домашней мастерской

«Организация такой долгосрочной работы требует совершенно особого подхода. Могу сказать, что я благодарна моей технологии за то, что она научила меня работать именно в этом смысле: ценить свое время, видеть цель и не отвлекаться на домашние хлопоты, что очень сложно сделать в условиях домашней мастерской».


Поэтому прошу понимания в вопросе «раскрытия рецепта» изготовления таких изделий. Чтобы изложить последовательность действий применительно к плечевым изделиям, необходимо создавать целый курс, потому что рассказать об этом «на пальцах» не представляется возможным. А будет ли востребован такой курс, думаю, покажет время.


Далеко не каждый мастер готов вложиться в приобретение и размещение в своей мастерской увесистого вспомогательного приспособления и потратить от пяти до восьми недель рабочего времени на создание одного, пусть и шикарного, изделия. На это решатся только особо влюбленные в флис и в мех.


Так зачем же такие сложности? Я прекрасно понимаю, что любое усложнение и удорожание процесса создания войлока не на руку мастеру. Но целью для меня было не изобрести повсеместно применяемую технологию, а получить в работе именно тот результат, который мне был необходим. Результат есть, а значит, именно для меня эти вложения оправданы, что само по себе очень ценно. И я продолжаю совершенствовать свою технологию, искать новые способы ее применения и разрабатывать новые изделия.



Двусторонний мех в процессе изготовления

«Конкретными технологическими разработками небольших изделий из двустороннего меха я готова делиться на своих мастер-классах, очных и дистанционных. Очные мастер-классы планирую проводить в Москве и Санкт-Петербурге, когда позволят обстоятельства. А пока готовлю полноценный дистанционный курс с учетом новых знаний, которые я получила, пройдя обучение по программе «Разработка дистанционных курсов». То есть теперь я официально могу представляться как мастер-преподаватель».


«Я получила знания не только по технической части разработки курсов, но и по педагогике, системам преподавания и методам, наиболее уместным для использования в дистанционном формате».


Хочу немного рассказать о том, что такое дистанционный курс. В сфере обучения валянию это тоже инновация, хотя технология дистанционного обучения хорошо знакома студентам и многим школьникам.


Мы привыкли к очному формату мастер-класса и формату онлайн, который может иметь разные виды. В основном это мастер-класс-видеоинструкция с информационной поддержкой мастера в тематической группе. Есть форма онлайн-марафонов по валянию, когда в определенные даты под руководством мастера проходит курс группа обучающихся. Но ни одна из онлайн-форм не дает возможности полноценной обратной связи мастера и обучающегося. Обычно ученик видит мастера, а мастер ученика — нет.


Дистанционный курс на обучающей платформе позволяет как бы объединить очный и онлайн-формат, где в режиме реального времени происходит взаимодействие мастера и группы. Основная информация изложена в содержании курса, она изучается самостоятельно и содержит больше, чем просто видеоурок. А непосредственная работа, назначенная на определенные дни, проходит под наблюдением мастера в режиме видеоконференции.


Когда мастер может видеть, как работает ученик, какой именно материал использует, в каком направлении выкладывает шерсть, только тогда начинается настоящее обучение, с возможностью корректировки процесса и разделением ответственности за результат.


А также такой формат имеет организационное преимущество: вы точно планируете свое время и по окончании курса завершаете изделие. Знаю, что для многих очень важна помощь в сопровождении до результата.


Что меня натолкнуло на мысль о создании такого курса? Снова флис! А точнее, невозможность написать и снять видеоинструкции на все случаи жизни по работе с живой неокрашенной шерстью. Ведь даже всем известный меринос, пусть одинаковой тонины, может иметь разную длину прядей, а это отличие уже может влиять на способ работы с конкретно этой шерстью. Что же говорить о всем разнообразии флиса — пород шерсти, ее завитков, окраса, тонины, шерсти ягнят или взрослых особей, альпак, козлят, лам и их сочетаний с шерстью для основы и между собой…



Флисовое ассорти на просвет

Как, не ограничивая вас в фантазии и применении флисов, научить работать с флисом? Только видя, какой именно материал вы держите в руках.

Только имея качественную обратную связь, можно начать нарабатывать опыт взаимодействия с неокрашенной шерстью, чтобы дальше развивать его в самостоятельных экспериментах. А именно в этом и есть суть работы с флисом — это один большой, нескончаемый эксперимент.


«С флисом работать одновременно и сложно, и просто. Сложно потому, что каждый раз перед тобой возникает новая задача, требующая нового решения, — нельзя работать по привычному шаблону. Просто — потому что флис дает столько свободы в выборе этих решений, как никакой другой материал».


Обучать работе с флисом однозначно сложно, потому что важно передать не способ раскладки шерсти на шерсть, а готовность к ежеминутным экспериментам и смелость для их осуществления. Играть с материалом, не зацикливаясь на результате, а отдаваясь процессу, — вот главная наука, и в ней суть творчества.


Жилет в технике «двусторонний мех». Технология набора флиса на панелях

«Моя цель как мастера — постоянно исследовать возможности живой шерсти и раскрывать ее разными гранями, разрабатывая все новые и новые изделия.

Моя задача как преподавателя — ввести вас в эту игру с флисом, где интерес приводит к достижениям, а любовь — к новым технологиям. Где каждый шаг, в каком бы направлении он ни был предпринят, всегда ведет к цели — новому открытию».


Каждый увлеченный человек — мастер в своем увлечении. Важно позволить себе беспрепятственно развиваться, идти за самыми, казалось бы, странными идеями.

Вы не представляете, сколько времени я уговаривала себя не связываться с досками, ведь это траты, которые неизвестно еще, оправдаются ли предполагаемым эффектом. Оправдались, стали новой технологией и новым словом в войлоке. И единственное, о чем я сейчас сожалею, — что на тот момент тратила свои силы и время на сомнения.


Мы развиваем технологии, а внедренные технологии развивают нас, придавая уверенности для новых свершений. Очень сложно вступать в неизведанное, но я желаю всем нам, особенно тем, кто только входит в мир шерсти, смелости и интереса, еще раз интереса и смелости сделать первый шаг, не зная, что будет дальше. Дальше будет долгое и захватывающее путешествие.


В добрый дальний!






Просмотров: 8Комментариев: 0

Недавние посты

Смотреть все

Подписаться на наши новости

  • Wix Facebook page
  • Vkontakte Social Icon

 

 

т.  +7 926 718 53 01                                                                                                                 ИП ЛЕДОВСКИХ Е.В.

календарь событий: events@feltfashion.ru                                                                      АО "ТИНЬКОФФ БАНК"

общие вопросы: info@feltfashion.ru                                                                                 ©  Copiright Ледовских Е.В., 

Москва, Россия                                                                                                                       свид. о рег. ПИ № ФС 77 - 73395