• Дарья Бендарская

«Главное — не задушить в себе художника»

Пост обновлен нояб. 20

Подготовка материала с Наталией Луната (Natalia Lunata), членом жюри конкурса «Войлочное вдохновение», совпала с «именинной неделей» Школы войлока «Мастерфелт», которой в этом году исполнилось три года.


Мы поговорили о том, как интерес к творчеству и рукоделию, заложенный с детства, привел в итоге театроведа к профессиональному созданию изделий из войлока, а дальнейшем — к разработке собственной методики преподавания валяния, и что больше всего радует Наталию в успехах своих учеников — ее «теплой гвардии».


Благодарим Наталию Луната за предоставленные фотографии.


Наталия Луната

г. Миссиссога (Онтарио, Канада)

искусствовед, художник по текстилю, основатель Школы войлока «Мастерфелт»

masterfelt.ru

lunatafelt.com


Для многих мастеров знакомство с войлоком разделило их жизнь на «до» и «после». Что послужило толчком для нового витка в вашей жизни? — Мою жизнь войлок действительно развернул на 180 градусов. Я узнала о современном арт-войлоке в 2003 году, когда была в командировке в Швеции. На тот момент я читала в академии лекции по культурологии будущим экономистам и банкирам. Потом я ушла работать в мультимедийное издательство и в качестве отдыха с 2005 года стала понемногу валять разные мелочи.


В 2011-м я поняла, что войлок для меня важнее и дает бо́льшую возможность для самореализации, поэтому ушла с престижной должности главного редактора и стала простой российской валяльщицей.

— Занимались ли вы до этого какими-то другими видами творчества, рукоделия? Если да, кто привил вам эту любовь?

— В далеком уже моем детстве — в самые застойные годы советской власти — обе мои прекрасные бабушки говорили, что девочка должна быть рукодельной. Чудесные мои бабушки были и остаются для меня эталоном настоящей женственности. Обе были умны и образованны, при этом великолепно вели домашнее хозяйство, готовили, шили, вязали, вышивали…


Еврейская бабушка говорила, что «надо уметь сделать всё из ничего». Польская бабушка говорила, что «всё в наших руках».

Дома было много книг и картин. Было много старинных вещей, которые бережно передавали из поколение в поколение: вышитые скатерти, кружевные манжеты, узорчатые вязаные кофты, собранные вручную изящные туфельки…

«Шкафы в бабушкиных квартирах мне, совсем еще девочке, казались сундуками с таинственными сокровищами. Обе бабушки, дед, мама и папа — все любили рукодельничать и мастерить. Я с детства смотрела на них и училась-училась-училась…»




— В чем особенно полезными, ценными, решающими, важными оказались ваши знания в области искусствоведения? Какое место они заняли в этой системе? Какую роль они играют сегодня в вашем собственном творчестве, в вашей преподавательской деятельности, в жизни в целом?

— Я «ужасно непрактично» поступила в театральную академию в 1986 году. Такое странное это было время в России — последняя четверть ХХ века. Мало кто думал об искусстве, преемственности культурных традиций, сохранении ремесел…

Я мечтала работать в архиве и изучать историю театра. Но в 1990-е наступило время перемен, и тогда поработать театроведом мне не довелось.

В 1980-х я шила одежду себе и подружкам, в стиле хиппи и даже панк, пришивая на грубую ткань нежнейшее кружево и фрагменты вышивки прошлых веков или собирая фрагменты грубой кожи и всякие железяки…

В 1990-е, когда дикий российский рынок был наводнен исключительно ширпотребом, благодаря умению шить и знанию истории костюма и я сама, и моя маленькая дочка выглядели стильно и оригинально. Плюс я подрабатывала шитьем и вязанием на заказ, и это было неплохим материальным подспорьем нашей семье.





«Но должно было пройти еще почти двадцать лет, чтобы заложенный в детстве интерес к творчеству и рукодельным ремеслам вывел меня на профессиональное создание войлочной одежды и обуви, аксессуаров, украшений и интерьерных объектов».



— Когда вы пришли к пониманию, что готовы делиться своими знаниями с другими? Как вы разрабатывали систему обучения? Что лежит в ее основе? Каким главным принципам вы следуете в обучении? — К 2010 году у меня был уже изрядный опыт валяния сумок, тапок, одежды, украшений и игрушек. При одном из московских магазинов товаров для рукоделия создавался творческий клуб, и меня попросили провести серию небольших мастер-классов для «раскрутки площадки». Я ужасно волновалась и стеснялась, но согласилась. Но, с первых же занятий поняв, что ученикам нравятся мои уроки и людям нужны мои знания, я втянулась и постепенно разработала свою систему обучения.




Осенью 2013 года я переехала в Канаду (тоже, кстати, благодаря войлоку). И параллельно с валянием одежды и ковров на заказ продолжила проведение индивидуальных уроков уже для местных рукодельниц.

Но в голове у меня постоянно вертелась мысль о том, что надо или писать серьезную книгу-учебник, или снимать видеокурсы с очень детальным объяснением всех нюансов технологии валяния. Так в 2016-м я подготовила первый курс.



«За четыре года на моем счету уже 42 обучающих видео-мастер-класса; прошли в нескольких потоках 11 тематических вебинарных курсов, выпущены 26 бесплатных видео-мастер-классов, прочитаны 17 бесплатных лекций, проведены 22 бесплатных открытых вебинара и 11 бесплатных онлайн-интенсивов по азам валяния».


Главное в моих мастер-классах — научить рукодельниц не бояться шерсти и шелка, а спокойно и уверенно с ними «договариваться».


С самого начала я определила «три кита» моей системы обучения: 1) оригинальный авторский подход и оптимальные приемы работы с шелком и шерстью; 2) детальное, пошаговое описание всех процессов от раскладки до финишной обработки изделия; 3) лаконичные и понятные объяснения всех этапов работы.

Этих принципов я придерживаюсь и по сей день.





— Что для вас ценно сегодня как для состоявшегося мастера, преподавателя? Собственные авторские техники, решения, методики обучения? — Пожалуй, самое важное лично для меня — за всей рабочей школьной рутиной не задушить в себе художника. Записывая новые мастер-классы, оставлять время для собственного творческого развития. Проще говоря — не дать себе закиснуть и не превратиться в войлочного функционера. Я продолжаю постоянно учиться и экспериментировать, затеваю какие-то новые творческие проекты, участвую в конкурсах.

И еще очень важный момент: я стараюсь знакомить коллег и новичков с историей войлока, авторами-пионерами нашего ремесла и войлока как текстильного искусства.



«Набивший всем оскомину массовый плагиат в валянии по большей части появляется не из-за желания украсть чужую идею или дизайн, а как раз таки из-за НЕ-насмотренности и отсутствия знаний».


Поэтому, помимо мастер-классов, я готовлю для начинающих мастериц публикации и читаю бесплатные лекции по истории и технологии современного арт-войлока, которые всегда можно посмотреть на сайте моей Школы войлока «Мастерфелт».





— Нынешнее поколение учеников, которые хотят учиться валянию, в чем-то отличается от предыдущих? В отношении к учебе, в признании и уважении авторских методик, в поисках своего Учителя? Или все новички проходят, в общем-то, схожие этапы в обучении: смотрят, изучают запоем все бесплатные ресурсы, которые только находят, хотят заниматься всем и сразу и только потом приходит понимание, что лучших результатов можно добиться, обучаясь у признанных мастеров, инвестируя в свои знания? — Десять лет назад информации о войлоке в свободном доступе было очень мало и мастеров-то можно было по пальцам сосчитать… Поэтому на мастер-классы приходили очень заинтересованные люди. И проводили мастер-классы только опытные и знающие мастера.

Сейчас, на мой взгляд, массовая аудитория пресытилась обилием бесплатных мастер-классов в интернете. Гораздо чаще и больше «ловят» по верхам, не стараясь глубоко изучать технологию.



«Я стараюсь своих учеников сразу учить создавать авторские работы, индивидуальные и оригинальные. И бесконечно люблю и уважаю их за стремление развиваться, раскрывать свой творческий потенциал. Ко мне приходят учиться очень умные и тонко чувствующие люди. Может быть, именно поэтому многие из них уже стали известными и признанными мастерами».

А вот чтобы у новичков не было мешанины в голове от «всего и сразу», чем сегодня загружен интернет, я провожу бесплатные онлайн-интенсивы по азам валяния.


«Войлочные изюминки» — это азбука, хорошо систематизированный материал, на базе которого можно легко и красиво стартовать в нашем любимом виде рукоделия.


«Обучение у опытных мастеров, а еще лучше у мастеров-дизайнеров и технологов — это не просто выгодная инвестиция, а огромная экономия времени, сил и средств. Двух-трехчасовой качественный мастер-класс информационно сильнее и полезнее десятков часов дилетантских видео, которыми сейчас забит YouTube».

Я очень позитивно отношусь к тому, когда люди делятся проверенной информацией и знаниями, результатами своих экспериментов и исследований. Но, к сожалению, сейчас слишком многие сразу берутся учить… даже если только вчера вскользь посмотрели чужой мастер-класс. Этим они очень вредят новичкам, да и свою карму тоже изрядно портят.





«Своего Учителя и Мастера найти не так уж и сложно — надо только внимательно посмотреть на его работы. Если это работы авторские, качественные, с неповторимым дизайном, одежда с хорошей посадкой и финишной обработкой, обувь с качественной конструкцией и проработкой, и таких работ много, а не одна-две, — можно смело учиться, и потраченные на уроки деньги окупятся не один раз».




— На сегодняшний день сколько уже учеников «выпустились» из вашей школы? — Ох, это же статистика… Но статистику на сайте я вынуждена просматривать. Только в этом, 2020-м непростом году бесплатные интенсивы по азам валяния прошли почти 3000 человек. Это значит, что я привела их в войлок — плюс к моей карме. Они — новое дыхание и будущее. За четыре года по моим мастер-классам обучились больше 7000 мастериц. Они — моя «теплая гвардия». В качестве их работ я уверена и горжусь их успехами.


— Что вас еще радует в успехах ваших учеников, кроме результата, качества работ? — Парадокс, но больше всего я радуюсь некоторой неловкости, когда за очень короткие сроки мои ученики так вырастают в мастерстве, что мне становится странно и неудобно называть их учениками. Поэтому я чаще говорю, что они просто были моими курсистами или вебинаристами. Я радуюсь бесконечно, когда не умевшие рисовать люди после моих уроков начинают прекрасно работать с цветом и получают удовольствие от создания своих авторских работ.

Радуюсь очень дружественной и доброжелательной атмосфере в закрытых консультационных группах и в моих общедоступных группах на Facebook.

Радуюсь тому, что мы общаемся друг с другом на языке творчества, добра и красоты, поддерживаем друг друга и просто дружим.

10 ноября моей Школе войлока «Мастерфелт» исполнилось 3 года. Это наш общий «праздник без границ». И, конечно, мы всегда рады новым друзьям и подписчикам. Добро пожаловать!



Просмотров: 4

Подписаться на наши новости

  • Wix Facebook page
  • Vkontakte Social Icon

 

 

т.  +7 926 718 53 01                                                                                                                 ИП ЛЕДОВСКИХ Е.В.

календарь событий: events@feltfashion.ru                                                                      АО "ТИНЬКОФФ БАНК"

общие вопросы: info@feltfashion.ru                                                                                 ©  Copiright Ледовских Е.В., 

Москва, Россия                                                                                                                       свид. о рег. ПИ № ФС 77 - 73395