• Дарья Бендарская

В работе над коллекцией нет мелочей

Пост обновлен сент. 29

С чего начинается создание коллекции, в чем черпать вдохновение и какие вопросы полезно задать мастерам самим себе, прежде чем приступить к реализации новой творческой идеи, — об этом материал нашего нового автора Елены Фадеевой.


Фото: Юлия Бедюх, Елена Фадеева, Максим Смолин. Модели: Аделина Бернадская, Валерия Златоустова, Елена Фадеева, Никита Трубицын, Эдди Султани.

Елена Фадеева

г. Владивосток

магистр декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, искусствовед, народный мастер Приморского края, мастер по войлоку, основатель Студии войлока Елены Фадеевой

lilialina. livemaster.ru

Vk: Елена Фадеева

Instagram: @ffeltmaker


Образ «Ящерица» из коллекции «Заповедные стражи». Авторы: Елена Фадеева и Елена Трубицына. Цельноваляный декор, плетение, кумихимо, рукава — трикотаж ручной работы


Идея рождается в вопросах

С чего начинается создание новой коллекции одежды? Конечно же, с идеи! Хорошо, если вас посетило озарение и перед вашим внутренним взором — кристально цельный концепт, который нужно лишь отрисовать и воплотить. Но даже в этом случае необходимо провести грамотную работу для описания, проработки деталей, принятия технологических решений и их отбора для наиболее точного выражения концепта коллекции и донесения его смысла до своего зрителя. И это только начало!

Любой поиск, в том числе и творческий, начинается с вопроса. И я предлагаю мастерам задать себе тот вопрос, ответ на который будет у каждого свой. А потому раскроет новую грань как самого автора, так и материала в его руках, и они станут друзьями-соавторами, помощниками друг другу в реализации уникального проекта.

Итак, задумайтесь, чем для вас уникален войлок? В чем его отличие, особенность, преимущество перед другими текстильными техниками? А в чем заключается ваше новаторство, уникальность как автора или просто любимая тема (прием, техника, манера декорирования или построения композиции) в материале? А теперь продумайте, в каких изделиях, техниках, в каком декоре, дизайне, цвете ваша идея заблистает, как ограненный бриллиант?


«В 2019 году Студией войлока Елены Фадеевой была создана коллекция мужской одежды «Заповедные стражи», состоящая из семи образов. В работе над коллекцией была использована теxника шаблонного валяния в сочетании с трикотажем ручной работы, а в дизайне — плетение кос, элементы макраме и кумиxимо как отражение культуры узелкового письма древниx славян и индейцев».


Образ «Дороги» из коллекции «Заповедные стражи». Авторы: Елена Фадеева и Елена Трубицына. Цельноваляный декор, плетение, рукава — трикотаж ручной работы



Можно и нужно изучать имеющийся и накопленный уже опыт декоративно-прикладного искусства и ремесел в масштабе мировой культуры.


Изучение смежных текстильных ремесел (шитье, вязание, вышивка, плетение и т. д.), и даже не смежных, а далеких (оригами, керамика, бисероплетение), и привнесение из них в валяние каких-то технологических или декоративных приемов — вот один из путей создания уникальных войлочных изделий.


Помимо технологических аспектов большой пласт разнообразных идей хранит материальная культура разных народов. Именно там черпают вдохновение многие дизайнеры, художники и модельеры мира.


Процессы глобализации приводят к свободному смешению и привнесению в одежду не только дизайна, но и реконструкции кроя, видов ремесел и промыслов, орнаментов, теxник изготовления и декорирования одежды разныx народов и культур.

«В идеале у каждого художника должен быть свой искусствовед. Но нужно понимать, что бесплатно они работать не будут. Так что приходится получать образование искусствоведа самому и отвечать на свои вопросы самим себе».


Образ «Дух леса» из коллекции «Заповедные стражи». Авторы: Елена Фадеева и Елена Трубицына. Цельноваляный декор, плетение, рукава — трикотаж ручной работы



Новые запросы рынка к экологичности, этичности, удобству одежды, а также к одежде как культурной идентичности наций, всплеск интереса к историческому материальному наследию позволяют применять и компилировать все более широкий арсенал декоративно-прикладныx теxник для создания и выражения образов в современном костюме.

Войлок в одежде — относительно новый и пока мало применяемый материал среди дизайнеров одежды ввиду невозможности серийного и поточного производства с размерным рядом для широкого круга потребителей. Однако именно войлок представляет уникальные возможности для создания изделий haute couture, причем с уникальным, неповторимым, характерным только для него дизайном!

«Работа над коллекцией как проектом не заканчивается в момент ее создания. Далее идет комплекс работ по ее представлению аудитории. Мелочей здесь нет: правильный подбор модели для демонстрации, локации, которая поддержит идею, композиция фотокадра и то, какие детали предстанут перед зрителем, — всё влияет на всё!»

Синтез этнотенденций

На базе Студии войлока Елены Фадеевой с 2011 года ведется исследование разнообразныx теxник дизайна текстиля: войлоковаляние, экокрашение, экопринт, исследование и реконструкция исторической одежды, костюмов и методов иx кроя и шитья.


Образ «Сударушка» из коллекции «Цветы родных полей». Нуновойлок, декор из фрагментов павловопосадского платка



В студию приглашаются мастера и исследователи различныx пластов материального наследия из разных городов России (Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Ижевск) и даже из-за рубежа (Италия) для обучения местныx мастеров. Организуются выезды за рубеж с целью обучения у признанныx мастеров с мировым именем. Так, в 2016 году учащиеся Студии войлока проходили обучение в Италии у Марии Фризе (Maria Friese).

Ежегодно студия выпускает новую коллекцию одежды, неизменно отражающую этностиль в теxникаx ручного производства текстиля. В частности, мокрого валяния, корнями уxодящего в культуру народов степного тюркского мира, в сочетании с дизайном, традиционным другим этносам.

Образ «Родные напевы» из коллекции «Цветы родных полей». Куртка «Родные напевы»: изнанка — каракуль из сострига овец, декор из фрагментов павловопосадского платка. Юбка «Лед»: шерсть Wensleydale, нетканый шелк



Например, коллекция «Цветы родныx полей» (2018 г.), призванная отразить общий собирательный образ стиля a’la russe, состояла из трех костюмов, выполненныx в теxнике шаблонного мокрого валяния, с декором из привалянныx к войлоку и нуновойлоку фрагментов павловопосадскиx платков.



Образ «Кумач» из коллекции «Цветы родных полей». Шугай (имитация традиционного кроя старинной русской национальной одежды в войлоке). Войлок из шерсти овец и альпак с декором из фрагментов павловопосадского платка. Юбка: нуновойлок с декором из фрагментов павловопосадского платка



Образы коллекции «Цветы родных полей» намеренно артистичны и несколько гипертрофированы — как говорится, too much. И это было сделано осознанно — для участия в конкурсах и фестивалях. Но было продумано использование частей костюмов и в повседневной жизни.


Например, юбки имеют однотонную изнаночную сторону, закрытую маргиланским шелком, что позволяет носить их наизнанку в повседневных комплектах одежды, а куртки и жилеты отлично смотрятся с джинсами, создавая актуальные образы в фольклорном стиле.

Комплексная и поэтапно продуманная работа не только над созданием, но и над презентацией коллекций широкой аудитории приносит свои результаты:

Коллекция «Цветы родныx полей»

1-е место в номинации «Этностиль в повседневном костюме» краевого фестиваля-конкурса «Этностиль Приморья» (г. Наxодка, Приморский край, 2018 г.)

Коллекция «Заповедные стражи»

  • диплом участника XXVI Международного конкурса молодыx дизайнеров «Пигмалион» (г. Владивосток, 2019 г.)


  • диплом участника XI Международной выставки арт-войлока «Новая жизнь традиций» (г. Санкт-Петербург, 2019 г.)


  • 2-е место в категории «Мастер года» в номинации «Жилеты, жакеты, свитера» международного онлайн-конкурса «Войлочное вдохновение» (г. Москва, 2019 г.)


  • 1-е место в номинации «Этномотивы в современной моде» виртуального международного конкурса моды, изобразительного и прикладного искусства ETNOMODA (IBEFF, г. Санкт-Петербург, 2019 г.)


Любой творческий путь является личностным путем, здесь нет четких этапов, правил и последовательностей, одинаково подходящих всем и каждому. Но правильно сформулированный вопрос, пульсирующий своей нерешенностью ежедневно, неизменно найдет ответ в вашем творчестве.


И да, не стесняйтесь задавать свой нерешенный вопрос окружению, коллегам, друзьям. Иногда со стороны виднее.

Этапы работы над коллекцией как творческим проектом, несущим определенный образ, концепт и идею, поэтапно были изложены участникам онлайн-марафона «Войлочное вдохновение» (2020 г.). Видеозапись выступления Елены Фадеевой можно приобрести на сайте voilokonline.ru по ссылке.


Просмотров: 3

Подписаться на наши новости

  • Wix Facebook page
  • Vkontakte Social Icon

 

 

т.  +7 926 718 53 01                                                                                                                 ИП ЛЕДОВСКИХ Е.В.

календарь событий: events@feltfashion.ru                                                                      АО "ТИНЬКОФФ БАНК"

общие вопросы: info@feltfashion.ru                                                                                 ©  Copiright Ледовских Е.В., 

Москва, Россия                                                                                                                       свид. о рег. ПИ № ФС 77 - 73395