• Дарья Бендарская

Войлок: непрочитанные истории

Пост обновлен 6 дней назад

Как одно решение может кардинально изменить судьбу и неожиданно открыть в перспективной спортсменке художника и как интерес к национальным ремеслам, искусству и истории может стать смыслом и образом жизни, в интервью журналу «Арт-войлок» рассказывает Татьяна Воротникова.


Фото из личного архива Татьяны Воротниковой.


Татьяна Воротникова

художник, дизайнер, модельер, тренер международного класса, заслуженный деятель культуры Кыргызстана

г. Бишкек (Кыргызстан)

Fb: Татьяна Воротникова

Instagram: @tvtatianatv





Образы из коллекции «Этнические костюмы». Байкал (2018 г.)

ДОСЬЕ

Родилась в 1954 году в г. Бишкеке. Окончила Кыргызское государственное художественное училище им С. А. Чуйкова по специальности «художественное оформление по коже». Свою профессиональную карьеру начала с должности художника экспериментальной лаборатории по художественному оформлению кожи. Затем была креативным директором арт-студии «Тумар». Позднее создала собственный бренд «Татьяна Воротникова» и основала студию Art Studio Tatiana Vorotnikova.


Начиная с 1980 годов — постоянный участник и призер многочисленных ремесленных выставок в Кыргызстане и международных экспозиций в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Алжире, Ираке, Турции, Саудовской Аравии, России, Франции, Германии, Швеции, Англии, Италии, США, где представляет Кыргызстан, собственные работы и изделия ремесленников республики.


Творческие работы Татьяны Воротниковой неоднократно демонстрировались в Австралии, Китае, Японии, Корее, Израиле и других странах мира.


Обладательница именного диплома «Знак качества UNESCO» и 11 дипломов «Знак качества UNESCO» на 36 авторских работ.


Член Союза дизайнеров СССР, Торгово-промышленной палаты Кыргызстана, Союза дизайнеров Кыргызстана, Евразийского союза дизайнеров (г. Астана, Казахстан), Общественного объединения «Женский форум Курак» (г. Бишкек, Кыргызстан), Общественного фонда «АПАКЕ» (г. Бишкек, Кыргызстан), Евразийской ассоциации этнодизайнеров (г. Иркутск).


Основатель Общественного объединения «Ассоциация индустрии моды» (АИМ, г. Бишкек, Кыргызстан).


Интерьер квартиры Татьяны Воротниковой

— Когда вы решили подавать документы в художественное училище, ваши родители поначалу были категорически против и пытались вас отговорить. Как вам удалось в итоге их переубедить?

— В юности у меня были совершенно другие интересы. Я всерьез занималась художественной гимнастикой, дошла до кандидата в мастера спорта. Но после восьмого класса совершенно неожиданно для всех увлеклась рисованием. Наш сосед был художником во Дворце спорта, где я тренировалась, и вел там группу. Однажды он позвал меня посмотреть, как занимаются ребятишки в его студии. Я пришла, посмотрела. И всё. С первого же раза решила, что мне надо заниматься рисованием. Настолько меня все это взволновало, даже дыхание спирало — до того родное.


Мое упорство и упрямство в конце концов сразили моих родителей, и они сдались. Мама поддержала меня и вместе со мной пошла в художественное училище подавать документы. Я была счастлива. Так вопреки всем я поступила и благополучно окончила прикладное отделение художественного училища.


Хотя в школе у меня никогда не было особых успехов в рисовании. Я вспоминаю лишь, что когда уходила в себя и хотела одиночества, то рисовала орнаменты. Ставила точечку, другую и начинала закручивать вокруг орнамента рисунок. Орнаменты доходили до огромных размеров. Я рисовала, пока мне не помешают. Но чтобы изображать что-то с натуры — такого вообще не было, я и красок-то в руках не держала.

«Я очень эмоциональный человек. Даже глобальные решения принимаю моментально. Часто такие решения, которые круто меняют мою жизнь. И все мои решения в жизни считаю достижениями, потому что не выбрала себе легкий путь. Я выбрала трудный путь, путь творчества».


Образ из коллекции «Заповедный кийиз»

— В плане профессиональных знаний, опыта, навыков что вам дало училище и ваша первая работа?

— У меня есть одна любимая фраза: «Где нет стремления к счастью, там нет стремления вообще». Будучи студенткой, я поняла, что сделала абсолютно правильный выбор. Замечательные преподаватели по живописи, композиции, настоящие профессионалы. Рисунки, которые вдохновляли нас на нужный лад. Переполненные папки эскизов, набросков, этюдов… Я освоила много творческих навыков, познакомилась со многими творческими людьми, способными создавать что-то новое, интересное и необычное.

Первое место работы — оформитель стадиона «Спартак» — окончательно меня перезагрузило. Я поняла, что нас в училище не готовили к простой, обычной (как нам казалось) оформительской работе. Я писала шрифты на лозунгах по 100 метров длиной, и вместо кисти у меня была швабра, а вместо тюбика краски — ведро с краской. Но тем не менее при желании можно найти положительные моменты. Я научилась работать с масштабным, объемным форматом и легко владеть шрифтом.


Образ из коллекции «Заповедный кийиз»

«После художественного училища, казалось бы, иди куда хочешь. Но, куда бы я ни обратилась, нужны были только оформители. Я устроилась оформителем в парк. И сразу столкнулась с тем, что училась пять лет и, оказывается, не знаю многого. Я твердо решила научиться всему, что не умею. Хотела быть менее уязвима в профессиональных вопросах».


Образ из коллекции «Заповедный кийиз»

— На следующую работу — технолог на завод ЭВМ — вы устроились, чтобы отточить навыки работы с пером. Как долго вы там проработали и к какому дальнейшему обучению она вас подтолкнула?

— Главная причина при выборе места работы — мне хотелось дальше развивать свое умение как оформитель. Но не справилась со стенгазетами, и меня перевели в отдел главного технолога копировальщицей. Это было очень трудно: необходима была точность в работе со сложными схемами и графикой в линиях с разной толщиной. Но мое терпение и упрямство привели к хорошим результатам, и меня больше уже не хотели увольнять. До сих пор я легко рисую пером все свои творческие эскизы. Вообще, мне всегда легко давались новые технологии ремесел: чеканка, керамика, рисование афиш, резка трафаретов, написание текстов и многое другое.

«Осознанно я всю жизнь искала, чему научиться. Я освоила профессии художника, ремесленника, оформителя, декоратора, швеи, вышивальщицы, копировальщицы, рукодельницы... Все эти навыки точно повлияли на мой бесстрашный характер. Я была всегда уверена, что еще многому надо научиться в своей профессии фешен-дизайнера и нет границ для совершенства».


Коллекция «Этнические костюмы»

— Интереснейшая часть вашей биографии — участие в этнографических экспедициях. Как все началось, как появился интерес к фольклору и этническим мотивам в одежде, традиционном укладе, к национальному искусству и творчеству?

— Я увлеченный человек, меня захватывают с головой новые возможности путешествия в историю, и экспедиции как раз дают такую возможность. Благодаря им я познакомилась с укладом жизни простых людей, которые свободно делились с нами тем, что умели и знали их предки. Каждодневные зарисовки красками, карандашами, орнаментальные вышивки на одежде и украшениях оттачивали мои умения, а уникальные изделия с хорошей подборкой по цвету и декорированию традиционных изделий из текстиля и войлока пробудили интерес к национальному искусству.

Сегодня для меня кыргызское ремесло — это не просто профессиональный интерес. Это мой образ жизни. Я до сих пор изучаю национальную историю, культуру, смыслы, заложенные в предметах одежды, и удивляюсь мудрости художников, создавших эти необыкновенные изделия.


— У вас есть личная коллекция кийизов, вышивки, традиционной одежды. Расскажите, пожалуйста, как она собиралась, какие экспонаты для вас наиболее ценны?

— Для меня ценны все экспонаты: старинная вышивка, кураки, украшения, костюмные комплекты. Они собирались с любовью в разных уголках Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, даже в Турции мне удалось приобрести антикварное кыргызское украшение. Со временем коллекция пополнилась богатыми, роскошными туш-кийзами, предметами одежды, головными уборами. Я никогда не преследовала каких-либо коммерческих или пиар-целей — собирала то, что поражало мое воображение. В коллекции есть костюмы XIX — начала XX века, мы их реставрируем и бережно храним.


Старинные женские костюмы из коллекции Татьяны Воротниковой

«Со времен экспедиций я научилась вышивать, валять войлок, шить ширдак, собирать чий, курак, создавать одежду, головные уборы, рисовать орнамент. И все эти знания я с удовольствием и любовью применяю в своих работах и делюсь своим опытом с другими».


Показ коллекции «Расправляйте, птицы, крылья» на Евразийском фестивале моды (г. Урумчи, Китай, 2016 г.)

— Насколько глубоки смыслы, послания, заложенные в традиционном орнаменте? Их можно постичь до конца или это постоянный процесс изучения, погружения в них?

— Расшифровка орнамента — это искусство, которым владеют немногие. Это песня автора и его собственное прочтение того или другого элемента. Рисунок индивидуален и идет от души, от собственной истории, которую мастер хотел до нас донести.



Образы из коллекции «Расправляйте, птицы, крылья»

— Вы были одной из первых в Кыргызстане, кто взглянул на войлок по-другому: не с утилитарной точки зрения, а с позиции моды...

— Я влюбилась в войлок и упорно осваивала его технологию. Каждый день открывала для себя его новые уникальные возможности. Мне хотелось делать из войлока все: одежду, сувениры, головные уборы, аксессуары. Я бесконечно задавала себе вопросы: «Что я еще не попробовала? Чего еще не знаю о войлоке?» Это был мир, в котором я легко двигалась с новыми идеями и открытиями в дизайне и технологии валяния.

«Войлок и текстиль полны открытий и непрочитанных историй. Думающие художники находятся в постоянном поиске нового прочтения войлока как искусства».

Как возникла идея создания собственной арт-студии?

— Я всегда хотела заниматься любимым делом с близкими по духу мне людьми, создавать этнические образы как арт-объекты, фантазировать и придумывать разные чудеса из текстиля и войлока. И до сих пор с энтузиазмом и креативным подходом мы трудимся в нашей арт-студии и обучаем новых членов нашей творческой семьи.


Совместная коллекция Татьяны Воротниковой и Всеволода Демидова (Казахстан). Aspara Fashion Week 2019

— Мастера, делающие одежду из войлока, схожи во мнении, что над ним все еще висит клеймо странного, чудаковатого материала, в то время как он показывает себя отличным материалом для создания и повседневной одежды, и подиумных коллекций…

— Расскажу вам одну историю. Как-то во Франции мы представляли наш пилотный проект «Продвижение экопродуктов». В нем принимали участие мастера и ремесленники из Европы, Центральной Азии и Востока. Презентация проходила в самом сердце Парижа — Лувре. Чтобы нас поддержать, пришли многие, в том числе и консулы стран-участников.


Многие гости впервые услышали о кыргызском войлоке и увидели его. Мы с удовольствием показали и рассказали о работах региональных мастеров, и все были удивлены такому высокому уровню швейной и ремесленной продукции. Французы высоко оценили творчество мастеров и качество работ, сравнив их с мировыми брендами Chanel и Versace.


Образ из коллекции «Фрида». Показ на Mad Mood Milan. Serbia Fashion Week (2019 г.)

— Как можно стать вашим учеником?

— Двери арт-студии открыты для всех жаждущих познания и совершенства. У нас проходят практику студенты профильных факультетов Политехнического и Славянского университетов (Кыргызский государственный технический университет им. И. Раззакова и Киргизско-российский славянский университет имени Б. Ельцина. — Прим. ред.). Они получают огромный практический опыт, обучаются на различных мастер-классах работе с текстилем и войлоком. Конечно, у меня есть свои любимцы, талантливые дизайнеры, которые сегодня успешно демонстрируют свои коллекции на мировых подиумах.

— В своих интервью вы рассказываете, что работа над созданием коллекции начинается с конструкции. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

— В коллекции важно все — от маленькой детали до законченного образа. Создание коллекции — это как молния. Где накроет, там всё и начнется: подборка цвета, разработка и построение конструкции, декорирование, создание аксессуаров, музыкальное оформление и, наконец, финальная стадия творческого процесса — демонстрация зрителю.

— Где сегодня можно увидеть ваши коллекции?

— Наш творческий коллектив создает две коллекции в год — «Весна-лето», «Осень-зима» — мы представляем их на разном мировом пространстве: Кыргызстан, Казахстан (Aspara Fashion Week), Узбекистан, международный фестиваль «Этноподиум на Байкале», Турция, Сербия, Милан, Австралия, Германия, Саудовская Аравия.



Образы из коллекции «Фрида». Показ на Mad Mood Milan. Serbia Fashion Week (2019 г.)

— Расскажите, пожалуйста, о вашей идее создания совместной коллекции с мастерами Севера.

— Я с интересом принимаю посылы поработать с разными художниками. Тема Севера мне самой очень интересна — это очень далекий, суровый и очень красочный, яркий край с фантастическими костюмами, песнями, обычаями, в которых заложен свой уникальный код культуры.


На далеком-предалеком Севере живет и трудится в Таймырском доме народного творчества уникальная женщина из рода Нганасанов Светлана Аксенова. Она художник по костюмам, сохраняет и развивает традиционное наследие коренных малочисленных народов Севера. Веселая, трудолюбивая, открытая к сотрудничеству с другими культурами. Я предложила ей вместе продолжить более глубокое знакомство с культурой наших народов Юг — Север и объединить наши работы в общую коллекцию. Мы пригласили Светлану Аксенову на нашу летнюю площадку Fashion week на озере Иссык-Куль, чтобы она представила свою коллекцию фольклорного костюма. Но пока ответа я от мастера не получила.

— Что для вас сегодня творчество?

— Источник вдохновения, к которому мне всегда хочется прильнуть, вдохнуть душой новые творческие истории и воплотить их в жизнь.


Татьяна Воротникова с дочерью Полиной. Фото из проекта «Дочки-матери»

— Вместе с дочерью Полиной вы приняли участие в проекте Динары Чочунбаевой* «Дочки-матери, или Искусство по наследству», посвященного теме преемственности поколений. Расскажите, пожалуйста, чем занимается Полина, в чем она нашла свое призвание?

Полина не собиралась идти по моим стопам и окончила факультет международных отношений. Но она с детства наделена хорошим вкусом, креативным мышлением, была лучшим рисовальщиком и давала мне дельные советы и идеи. Переехав в Москву, окончила Высшую школу дизайна «Детали». Полина очень довольна, что попала именно в эту школу, где ее научили во многом видеть смысл, мечтать, фантазировать, творить. Школа открыла для Полины мир искусства. Сегодня, пополняя свою копилку мастерства, дочка берет частные уроки живописи.


Накануне своего 60-летнего юбилея вы решили поехать на Тибет. Тогда вы поняли для себя: «Вот что я хочу в своей жизни». Эта поездка состоялась?

— Обычно все готовятся к празднованию своего юбилея, а мне вдруг стало скучно от этой мысли. Ну, юбилей, ну, соберу я близких людей, покрасуюсь в каком-то платье, создам какую-то атмосферу, мы пообщаемся. А что я смогу вспомнить завтра? И я решила, что хочу отправиться в путешествие всей своей жизни — к новым испытаниям, познаниям, рассуждениям, пониманию смысла жизни, — но, увы, пространство не дало мне этой возможности. Наверное, я была не готова тогда, но я по-прежнему прошу исполнения своей мечты — тронуться в путь на Тибет.

* Динара Чочунбаева — художник, арт-менеджер, общественный деятель, эксперт CACSARC-kg/RIDANET по развитию ремесел и эксперт ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию (г. Бишкек, Кыргызстан).


Интервью с Динарой Чочунбаевой вы можете прочитать в журнале «Арт-войлок» (2/2019 г.).

Просмотров: 0

Подписаться на наши новости

  • Wix Facebook page
  • Vkontakte Social Icon

 

 

т.  +7 926 718 53 01                                                                                                                 ИП ЛЕДОВСКИХ Е.В.

календарь событий: events@feltfashion.ru                                                                      АО "ТИНЬКОФФ БАНК"

общие вопросы: info@feltfashion.ru                                                                                 ©  Copiright Ледовских Е.В., 

Москва, Россия                                                                                                                       свид. о рег. ПИ № ФС 77 - 73395